?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
О медитации
pasha88888888
Цель медитации – научиться осознавать две части себя, которые глубже ума.
Эти две части себя – измерение воспринимающего сознания и измерение благости.
Ещё мы их называем 5-м и 4-м измерением себя.
В журнале используется классификация измерений человека, в которой:
1-е измерение – это измерение физического тела,
2-е измерение – это измерение эмоций,
3-е измерение – это измерение ума, мыслей, образов,
4-е измерение – это измерение чувства своей жизненности, чувство - я живой, чувства блаженства, удовлетворённости, покоя, которое в дальнейшем, когда это измерение в человеке раскрывается путём более сфокусированного осознавания его, выражается в чувстве необусловленной любви,
5-е измерение – это измерение воспринимающего сознания.
В медитации важно понимать цель медитации. Потому что, если не понимать цель медитации, то медитация может превратиться просто в наблюдение мыслей, эмоций или ощущений тела ради их наблюдения – и тогда это будет происходить в состоянии отождествлении с тонкими формами ума, которые будут культивироваться, и тогда это будет просто одной из форм обычного времяпровождения с целью достичь того, к чему стремится ум, к тому, что ему свойственно, то есть к каким-то своим выгодам, к каким-то приятным состояниям, и к тому, чтобы как-то устранять то, что мешает приятным состояниям, то есть подавлять всё, что этому мешает. Конечно, такое занятие медитацией назвать нельзя. Это будет одной из форм неосознанности.

Если мы хотим быть осознанными, нам нужно учиться осознавать ум полностью, учиться не отождествляться с ним. А неотождествление с умом возможно только или при осознавании 4-го измерения себя, или при осознавании 5-го измерения себя. Осознавание 4-го измерения себя будет наполнять вас качествами благости, доброты, позитивности, очень насыщающего приятного состояния, сильного невыразимого блаженства, радости, сострадательности, любви.* Причём эти качества будут проявляться безусильно и непрерывно, они могут быть разными по интенсивности, от более яркого проявления до более тихого, спокойного. Но даже в своей тихой и спокойной форме эти состояния намного превосходят то, что можно почувствовать с помощью ума или эмоций.
Таким образом, цель медитации - это научиться осознавать 5-е и 4-е измерение себя.

Сначала можно учиться осознавать 5-е измерение, а потом через какое-то время учиться замечать 4-е измерение. Или можно делать наоборот, сначала тренируясь осознавать 4-е измерение.
Начнём описание с осознавания 5-го измерения, потому что, осознав 5-е измерение, легче будет осознавать 4-е измерение, и легче будет не обмануться и не принять какое-то проявление ума за 4-е измерение.

Для того, чтобы вам было удобнее узнать эти измерения, опишем 5-е и 4-е измерение себя.

5-е измерение себя.

Вот, вы сейчас можете, например, что-то говорить. И при этом вы можете ещё смотреть на что-то. Но при этом у вас ещё есть постоянное восприятие того, на что вы смотрите. Вот, вы говорите – и это один процесс, а то, что вы что-то видите – это совершенно другой процесс. То есть, вы не своими словами видите то, на что вы смотрите. И, если бы вы, например, в этот момент думали, вы не своими мыслями это видели бы, или не своими эмоциями и не своими ощущениями тела это видели бы. То, что вы видите, вы видите сознанием, тем, что в вас видит. Вы видите сознанием, вы видите видящим, то есть тем, что мы называем 5-м измерением себя.
При этом, у вас могут быть какие-то эмоции, мысли, слова – это всё тоже происходит одновременно. Но при этом вы осознаёте своё качество, свою способность – эту свою способность видеть. И это видение происходит постоянно и безусильно.
Сознание действует постоянно, безусильно, непрерывно. Безусильное, постоянное, непрерывное восприятие. Вот эту свою силу восприятия, свою функцию, своё качество, свою способность восприятия, это безусильное и непрерывное восприятие, которое вам не нужно специально создавать, потому что оно постоянно есть, постоянно существует, постоянно действует – вы можете осознавать. Вы это можете осознавать одновременно с мыслями, с эмоциями, с ощущениями тела.
Осознание того, что воспринимающее сознание действует постоянно и безусильно – это и есть осознавание 5-го измерения себя. И это одна из двух главных целей медитации.
Это самая глубокая наша часть. Если вы себя осознаёте этим непрерывно воспринимающим сознанием, на фоне мыслей, эмоций, ощущений и всего остального, то вы достигаете одной из двух целей медитации. То есть, цель медитации – не наблюдать мысли ради самих мыслей, не наблюдать физические ощущения ради самих физических ощущений, не наблюдать эмоции ради самих эмоций. Цель медитации – научиться отличать своё сознание от мыслей, эмоций и физических ощущений. Отличение – и означает неотождествление. То, что отличается от чего-то, не тождественно тому, от чего оно отличается. То есть, цель медитации – не отождествлять своё сознание с мыслями, эмоциями и физическими ощущениями.
Когда мы осознаём воспринимающее сознание, мы осознаём, что в воспринимающем сознании нет никаких мыслей, эмоций, ощущений.
Поэтому в медитации мы видим в себе разные проявления. Например, видим в себе проявления тела – это одно качество проявлений. Потом видим эмоции – это другое качество проявлений. Видим ум, то есть мысли, желания, сравнения, оценку, нравится/не нравится – это третье качество проявлений.
И осознаём постоянное безусильное восприятие, которое постоянно воспринимает, безусильно, непрерывно – и это и есть осознавание сознания – это ещё одно качество, отличающееся от мыслей, эмоций и ощущений тела. И оно всегда есть, оно всегда действует.

Наше 5-е измерение, наша суть имеет ещё несколько качеств, которые мы можем замечать. Помимо непрерывности и безусильности восприятия, у него есть ещё качество, что оно ничего не выбирает, у него нет нравится/не нравится, нет оценки. Оно просто воспринимает. Абсолютно нейтрально. Спокойно и легко.
5-е измерение переживается как моё полное, абсолютное отсутствие. Оно переживается как то, что я из ниоткуда всё воспринимаю, и восприятие происходит непрерывно.
Меня нигде нет, и при этом ощущается тонкое позитивное состояние, я ничем не связан.


4-е измерение себя.

В нас есть ощущение, которое не является следствием каких-либо индивидуальных особенностей, связанных с действием ума, эмоций, ощущений физического тела.
Это постоянное неизменное ощущение, и оно есть в нас независимо от обстоятельств внешнего мира, независимо от мыслей, от эмоций, от ощущений физического тела.
Как это ощущение ощущается. Оно ощущается как тонкое ощущение спокойствия, приятной тишины, удовлетворённости, тонкого приятного состояния. Это ощущение присутствует всегда, оно всегда присутствует на фоне всего остального воспринимаемого, на фоне мыслей, эмоций, ощущений физического тела.
Это ощущение 4-го измерения себя. Когда мы касаемся нашим вниманием этого нашего измерения, когда мы его осознаём, мы начинаем ощущать, что в нас увеличиваются такие проявления, спокойствие, полная удовлетворённость, блаженство, радость, доброжелательность, любовь, сострадание.

Это наше ощущение является высокочастотной, сакральной энергией.

Нужно ещё сказать, что первое время во время медитации, когда у вас уже будет получаться достаточное время удерживать осознавание 5-го измерения себя, вы, скорее всего, начнёте замечать многое из того, что вы когда-то вытесняли, а также много напряжений в теле, которые вы раньше не замечали, не чувствовали. Это произойдёт потому, что у вас сильно повысится чувствительность. Очень хорошо, если это произойдёт. Потому что тогда и ваше физическое тело и ваше подсознание начнут оздоравливаться. Образно говоря, вы увидите, что вода вашего подсознания мутная. По мере практики пребывания в осознавании 5-го измерения себя, вы заметите, что, если продолжать эту аналогию, вода вашего подсознания будет становиться всё более прозрачной. И когда вода станет достаточно прозрачной, то прозрачность этой воды позволит вам увидеть 4-е измерение себя. Тогда вы заметите, что ваше постоянное состояние в четвёртом измерении себя – это безусильное естественное состояние благости.

После того, как у вас будет получаться в медитации осознавать 4-е измерение себя, нужно будет в этом укореняться во всё остальное время обычной жизни.


----------------------------

И ещё один нюанс, касательно того, что может происходить в медитации. В медитации бывает состояние, когда в какой-то промежуток времени нет мыслей или образов. И начинает восприниматься тишина ума. Здесь важно не путать тишину ума и тишину сознания, чтобы не отождествлять сознание с тишиной ума. Тишина ума - это наблюдаемый объект, а тишина сознания - это я как наблюдающий субъект. Тишина сознания - это осознавание своего отсутствия для восприятия при наблюдении, то есть, невозможно наблюдать себя. Осознавания этого и есть осознавание тишины сознания, и это постоянно. А тишина ума - это временное проявление ума, при котором в уме в пространстве образов ( когда возникают образы и мысли, они возникают в пространстве ума, которое можно также назвать пространством образов ) временно нет ни образов, ни мыслей. Отсутствие мыслей, тишина ума, пространство образов не знает о том, что нет мыслей. А сознание знает о том, что нет мыслей.


----------------------------

*   Осознавание 4-го измерения себя будет наполнять вас качествами благости, доброты, позитивности, очень насыщающего приятного состояния, сильного невыразимого блаженства, радости, сострадательности, любви.

Прочитав эти слова, ум может захотеть испытать такое состояние как разновидность приятных состояний, к которым ум всегда стремится. И ум может попытаться смодулировать что-то похожее на описанное состояние. Из-за неопытности на первых порах может быть трудно отличить смодулированное умом состояние от переживания 4-го измерения. Если ум смодулирует какое-то приятное состояние, похожее на описанное выше, то он может обрадоваться этому и будет хотеть верить, что это то самое переживание 4-го измерения.
К этому нужно быть внимательными, и учиться отличать то, что создаёт ум, от истинного переживания 4-го измерения себя.
Есть один критерий, по которому можно отличать созданные умом состояния от проявлений 4-го измерения себя. Этот критерий - это чувство безусловной невыбирающей доброты ко всем людям, которое будет восприниматься при истинном переживании 4-го измерения себя. Состояние же, созданное умом, будет носить выборочный характер - к кому-то что-то похожее на доброту может восприниматься, а к кому-то может восприниматься страх, закрытость, агрессия, недовольство, холодность. Это связано с тем, что в состоянии, созданном умом, будет сохраняться наличие "значимого образа себя". И  к людям, образ которых будет восприниматься как увеличивающий "значимый образ себя" или хотя бы не угрожающий разрушению этого образа, может возникать эмоция, которую можно спутать с добротой, любовью, сердечностью. А к людям, образ которых будет восприниматься как угрожающий "значимому образу себя", будут возникать вышеописанные негативные эмоции. Конечно, принимать приятные состояния, созданные умом при сохранении эго за истинные проявления 4-го измерения себя - это не то, что развивает осознанность и также это не будет иметь отношения к медитации. Поэтому к этому нужно быть очень внимательным. А если такие состояния будут возникать, то нужно стараться относиться к ним трезво, с ними не отождествляться, стараться не вовлекаться в них, не поддерживать их.


----------------------------


Часто люди, начиная заниматься медитацией, отождествляются с умом, и в частности, отождествляются со стремлением к приятному состоянию. Это происходит из-за недостаточного осознавания 5-го и 4-го измерения себя.
Стремление к приятному состоянию - это желание, находящееся в измерении ума и эмоций. Поэтому в медитации с этим стремлением нужно не отождествляться и понимать, что удовлетворение того, чего хочет ум - не является предметом медитации. Ум всегда стремится к приятным состояниям. Для ума это нормально. Но в медитации мы учимся осознавать 5-е и 4-е измерение себя и к уму это отношения не имеет.

Если вы заметите во время медитации стремление к приятному состоянию, не пытайтесь его устранить. Просто осознавайте его как объект, постарайтесь осознать дистанцию между собой и им. Если вдруг заметите желание, чтобы этого стремления не было - тоже с ним не отождествляйтесь. Любое желание - это область ума. Во время медитации нужно учиться не отождествляться ни с какими желаниями. В том числе и с желанием наблюдать мысли, эмоции или ощущения физического тела во время медитации нужно не отождествляться. И с мыслями о том, правильно я сейчас провожу медитацию или не правильно - тоже нужно не отождествляться. А также нужно не отождествляться с самим желанием медитировать.
Во время медитации нужно искать в себе 5-е и 4-е измерение себя.


  • 1
Пользователь admin_minsk сослался на вашу запись в своей записи «Медитация» в контексте: [...] О медитации [...]

Одно из отличных объяснений, которые я встречал. Благодарю.

Очень рад, что запись оказалась для Вас полезной.

О медитации

Пользователь ruslan_35 сослался на вашу запись в своей записи «О медитации» в контексте: [...] Оригинал взят у в О медитации [...]

О медитации

Пользователь anna_borich2 сослался на вашу запись в своей записи «О медитации» в контексте: [...] нал взят у в О медитации [...]

Подборка записей о нюансах техники медитации

Пользователь admin_minsk сослался на вашу запись в своей записи «Подборка записей о нюансах техники медитации» в контексте: [...] О медитации [...]

Подборка записей о нюансах техники медитации

Пользователь drwats сослался на вашу запись в своей записи «Подборка записей о нюансах техники медитации» в контексте: [...] медитации [...]

Подборка записей о нюансах техники медитации

Пользователь aleks1966 сослался на вашу запись в своей записи «Подборка записей о нюансах техники медитации» в контексте: [...] О медитации [...]

Подборка записей о нюансах техники медитации

Пользователь cycyron1 сослался на вашу запись в своей записи «Подборка записей о нюансах техники медитации» в контексте: [...] О медитации [...]

Ум всегда стремится к приятным состояниям.

Пользователь gaia_kapelka сослался на вашу запись в своей записи «Ум всегда стремится к приятным состояниям.» в контексте: [...] описано в статье Паши, навряд ли осознаю эти энергии в медитации. Оригинал взят у в О медитации [...]

Техника медитации

(Anonymous)
Возможно, мое предыдущее сообщение не дошло. Дублирую суть. Вы вроде все понятно написали, но я не до конца понял, как осознать воспринимающее сознание и отделить его от любых ощущений (или обнаружить эту отделенность)? Например, я слышу какие-либо звуки или ощущаю какую-либо эмоцию. Что делать дальше? Что осознавать? Куда направлять внимание?

Re: Техника медитации

Да, этот текст больше ознакомительно-теоретический.

В журнале есть тексты и практического характера.

Прочитайте этот текст: https://pasha88888888.livejournal.com/119373.html

В нём более подробно описано, как проводить практику медитации. Когда вы его прочитаете, вам будет более понятно то, что я напишу ниже.

После прочтения текста по ссылке, дальше можно проводить практику медитации таким образом:

Перед практикой медитации сначала нужно расширить ваше внимание. Расширить внимание - значит воспринимать разные виды объектов. Для этого нужно настроиться так, чтобы внимание не залипало на чём-то одном, например, только на ощущениях тела, или только на звуках. Старайтесь, чтобы внимание одновременно ощущало и что-нибудь в теле, и слышало звуки, и видело, пускай расплывчато, что-нибудь перед собой, и воспринимало мысли, если они возникают, и воспринимало эмоции, если они возникают. Старайтесь, чтобы внимание, по возможности, относительно равномерно воспринимало все эти объекты.
Не нужно стараться, чтобы внимание воспринимало все эти объекты очень чётко. Здесь важна относительная равномерность и одновременность восприятия разных видов объектов.
Чтобы было понятнее, посмотрите одновременно на два разных предмета, которые находятся в разных частях комнаты, в которой вы находитесь. Чтобы у вас это получилось, вам нужно смотреть вдаль как бы между ними. Тогда вы их сможете увидеть одновременно. Вы их будете видеть расплывчато, но одновременно и равномерно - т.е. с одинаковой степенью восприятия, т.е. одинаково нечётко.
Вот точно так же можно воспринимать и объекты разные по типу. Т.е., например, звук, ощущение в теле и то, что вы видите перед собой. Сначала можно тренироваться так воспринимать только два разных типа объектов. Например, ощущение в теле и то, что вы видите перед собой. Потом к этому можно добавить звук. Потом к этому можно добавить мысли. Потом к этому можно добавить эмоцию. И так вы можете научиться воспринимать одновременно и ощущения в теле, и то, что вы видите, и звуки, и мысли, и эмоции.
Когда вы так воспринимаете объекты - это и есть расширенное внимание.

В обычном состоянии внимание привыкло выбирать какой-то один объект, привыкло на нём фокусироваться.
В медитации старайтесь не давать вниманию это делать. Как только вы заметите, что внимание начнёт на чём-то заужаться, старайтесь расширять перечень объектов, которые воспринимает ваше внимание.

Эта расширенность внимания очень важна для того, чтобы получалась медитация.

С этого расширения внимания нужно начинать каждую медитацию.

А когда вы настроите такое расширенное внимание, тогда добавляйте в медитацию и другие методы, которые вы будете использовать, которые будут описаны ниже, но сохраняя при этом расширенное внимание.

Если вы выделили для медитации, например, 2 часа времени, то эти 2 часа можно разделить на 4 равные части. Каждая часть будет длиться по 30 минут.

Мысли и вопросы о практике

(Anonymous)
1) Почему так важно расширять внимание? Если есть отождествленность, например, с сильной эмоцией и внимание заужено, то практиковать дальше, не убрав эту зауженность, бессмысленно?

2) Осознавать качества восприятия было удобнее не абстрактно, а с позиции "Я воспринимаю все безусильно, беспрерывно и беспристрастно", было удобнее наблюдать и осознавать, как я все воспринимаю. Практика с такого ракурса тоже эффективна?

3) Сложнее всего было осознавать беспристрастность восприятия. Различные предпочтения сначала ощущались частью меня. Потом я как бы посмотрел внутрь себя (откуда я все воспринимаю) с вопросом "Есть ли эти предпочтения внутри меня как в субъекте восприятия?". Через какое-то время стало ясно, что эти предпочтения нечто отличное от меня, и беспристрастность восприятия стала осознаваться лучше.

В связи с этим опытом появилось предположение, что неотождествленное состояние - это когда субъект восприятия осознает свое отличие от объектов восприятия. Если это так, то можно ли перейти в неотождествленное состояние напрямую, как бы смотря внутрь себя и осознавая отсутствие "там" объектов восприятия (в том числе, с которым в данный момент есть отождествленность)?

4) Вы писали, что много экспериментировали на эту тему. Кроме вышеописанной практики, какие еще методы из вашего опыта эффективны?

Извиняюсь за кучу вопросов, жизненно необходимо научиться сознательно входить в неотождествленное состояние :-)

Re: Мысли и вопросы о практике

"1) Почему так важно расширять внимание? Если есть отождествленность, например, с сильной эмоцией и внимание заужено, то практиковать дальше, не убрав эту зауженность, бессмысленно?"

При зауженном внимании больше вероятности отождествляться с тонкими проявлениями ума, отношением к чему-либо, каким-либо желанием, и не замечать это. И так можно годами заниматься медитацией и медитация не будет эффективной.
Само заужение внимания - это уже следствие некоторого отношения к чему-либо. Т.е. какой-то объект более интересен, какой-то менее интересен, на что-то хочется смотреть, на что-то не хочется смотреть. Это уже желание. Соответственно, чтобы осознавать 5-е измерение в этом случае, нужно неотождествляться с самим желанием заузить внимание, неотождествляться с желанием по поводу того, на что вы внимание заужаете, например, на эмоцию. Для новичка это сделать трудно.

При расширенном внимании намного легче осознавать 5-е измерение.

Когда вы хорошо научитесь осознавать 5-е измерение, вы сможете осознавать 5-е измерение и при зауженности внимания, вы всё равно это будете делать одновременно с расширенностью внимания. Иначе 5-е измерение не осознать. Вы тогда будете осознавать, что сама зауженность внимания будет осознаваться внутри расширенности внимания.

Так что пока медитируйте только при расширенности внимания.

Практика осознавания качеств 5-го измерения

(Anonymous)
Практика осознавания качеств 5-го измерения первый раз оказалась неудачной, потому что я недопонял ее суть. Наверное, я не один такой :-), поэтому опишу свою ошибку.

Например, безусильность восприятия. Суть этой практики не в том, чтобы теоретически осознать или понять на уровне ума безусильность восприятия, а в том, чтобы ПОСМОТРЕТЬ на то, как я воспринимаю различные ощущения и УВИДЕТЬ эту безусильность, УВИДЕТЬ что я все ощущаю безусильно! Осознание безусильности приходит после того, как ты «своими глазами» увидел эту безусильность! И чем глубже ты ВИДИШЬ безусильность восприятия, тем глубже осознаешь, что любые напряжения - это не ты.

Так же, наверное, и с остальными качествами.

Re: Практика осознавания качеств 5-го измерения

Да, совершенно верно.

5 метод

(Anonymous)
Экспериментировал с разными методами, о которых вы писали. 1 раз получилось войти в неотождествленное состояние с помощью метода "5. Спрашивать себя - где я, который всё наблюдает?". Я как бы сместил фокус внимания или осознания (или еще чего-то) с объекта, который воспринимал тогда, на воспринимающего. Трудно описать словами, как это произошло. Но это было просто, как будто я сменил один режим восприятия на другой. Или изменил угол восприятия. Как это смещение произошло, не очень понял.

Опишите, пожалуйста, более детально этот метод. Понимаю, что словами описать это "смещение восприятия" трудно, но все же...

Более детально описать невозможно.
В этом сложность этого метода.

Качества восприятия

(Anonymous)
"2. Осознавание качеств 5-го измерения.

Вот эти качества.

Беспристрастность.
Безусильность.
Невыборочность.
Недеяние. Его мы ещё называем неделатель.
Чувство невмешательства в то, что происходит.
Непрерывность.
Чувство лёгкости и свободы от воспринимаемого.
Чувство, что ты смотришь на всё из ниоткуда.
Чувство своего отсутствия. "

Опишите, пожалуйста, более детально остальные качества восприятия, которые можно осознавать, кроме тех трех, что вы уже описывали. Если их осознавание имеет значение в практике.

Re: Качества восприятия

Невыборочность - это чувство, что внимание не выбирает объекты для восприятия. Это чувствуется одновременно с тем, как ум выбирает объекты для восприятия, и даже эмоции и тело участвуют в выборе объектов для восприятия.

Недеяние, неделатель - это чувство, что на контрасте с тем, что физические объекты, мысли, эмоции действуют, проявляют ту или иную активность, движение, с ними происходят изменения, они изменяют свою форму, плотность, движутся, появляются и исчезают - в 5-м измерении я не участвую во всём этом, в 5-м измерении я не действую. Я неподвижен, неизменен, постоянен, ни на что не пытаюсь влиять, ни на что не влияю, ни на что не хочу влиять. В 5-м измерении я не проявляю никакой активности.

Чувство невмешательства в то, что происходит - это чувство, что в 5-м измерении я ни во что не вмешиваюсь и не хочу вмешиваться, потому что в 5-м измерении я беспристрастен, у меня нет никаких предпочтений, желаний, нет никакого отношения к чему-либо, в 5-м измерении у меня нет нравится/не нравится, нет приятно/неприятно.

Чувство лёгкости и свободы от воспринимаемого
Чувство, что ты смотришь на всё из ниоткуда.
Чувство своего отсутствия.

Эти качества 5-го измерения осознаются после того, как происходит осознавание других качеств 5-го измерения - такие, как беспристрастность, безусильность, невыборочность, недеяние, чувство невмешательства в то, что происходит и непрерывность.
Или тогда, когда применяются другие методы вхождения в осознавание 5-го измерения, о которых я писал, - т.е. они осознаются как следствие применения этих методов.

  • 1